ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УЧИМСЯ ПИСАТЬ МУЗЫКУ САМИ

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ В ПРОСТЕЙШЕМ РЕДАКТОРЕ. УРОК 1

Вы не путайте хотя бы три вещи:

  1. использование, склеивание и перестановка готовых кусков музыки и звуков – это диджеинг.

  2. запись игры на инструменте – это назовем исполнение.

  3. создание музыки из отдельных нот – это и есть написание музыки. Этим мы и займемся.

Нужны и некоторый музыкальный слух, и некоторое понимание нот и их взаимодействий, и некоторое владение инструментом, лучше всего пианино или гитарой (поймете, почему). А лучше – и тем, и тем. Но последнее не сильно важно. В общем-то, мы и попытаемся все это Вам раскрыть, вдохновить, пояснить и привить.

Возьмите архив https://yadi.sk/d/xi4VtPg76GWOgA и установите Cakewalk Audio Pro 9.03 – это основная программа, остальные устанОвите, если увидите смысл в своих действиях. Это наиболее легкая, простая и эффективная программа, в которой с 90-х пишу музыку до сих пор и даже свожу аудио. Годится для любого windows. Удобнее программы для монтажа и верстки музыки пока не встретил. Есть более сложные аналоги этого же редактора, но обилие кнопок совсем не делает Вас крутым писарем музыки. Освоив эту программу, Вы получите навык работы в любой музыкальной программе. Принцип работы одинаковый везде, различаются лишь формы и удобство.

Главное – любить музыку, тогда можно писать на чем угодно.

Не тыкайте куда попало, для того и это руководство, чтобы провести Вас кратчайшим путем к эффекту.

К сожалению, из-за легкости программы – звуки, тембры инструментов – используются не самые лучшие, но есть возможность их заменить впоследствии на более глубокое и благородное звучание, например, в программе Нуендо или Фрути Лупс. Но пока нас должно интересовать только создаваемое нами взаимное расположение нот, что, собственно, и есть музыкальное произведение.

Оттолкнемся от готового результата и воочию покажем, что дает нам редактор Cakewalk Audio Pro 9.03, рис 1.

image

В самом конце написания в виде аудиофайла эта композиция звучит вот так https://yadi.sk/d/kE-xpYali0CbSw, а рабочий файл *.wrk этой музыки здесь https://yadi.sk/d/RQjnt6EDDmWKOg. Он открывается только этой программой, но не двумя кликами как обычно, а из уже открытой программы (меню файл, открыть файл)

То, что Вы видите – есть визуальное отображение музыки, вот те черные штришочки – это ноты. Если посмотреть поближе (рис 2):

image

Это основной вид композиции. Тут Вы можете видеть все треки произведения, разные инструменты, расположенные во времени композиции. И управлять ими в большом масштабе. Такое количество треков не обязательно. Можете обойтись одним, двумя, тремя, впрочем не забывая, что классически произведению нужны ударные, бас, стринг, солирующие инструменты – как минимум.

Немного сдвинем панель и слева увидим следующие параметры (рис 3):

image

Они могут быть у Вас в ином порядке (как и верхние панели инструментов), но Вы можете мышью перетянуть их в удобный Вам порядок. Из тех, что на картинке, нам особенно важны Patch и Chn. В Патче (Patch) Вы выбираете инструмент – не особо богатый выбор, на самом деле, но цифра внушительная – там имеется 128 инструментов.

Каналу (Chn) нужно назначить номер. Всего поддерживается 16 каналов. 10-й по умолчанию – барабаны и в этой композиции они не используются. Если назначить один и тот же канал на два разных инструмента – компьютер выберет один из них, а не два. То же самое, если не назначить номер канала вообще.

Key+ – это значение высоты тона. То есть, если при кей=0 играет А, то кей=1 сыграет A-диез.

Pan – панорама, Vol – громкость, Time – смещение трека во времени (при плюсовых значениях – запаздывает, при минусовых – опережает).

image

В остальные параметры либо лучше не лазить, чтобы не потерять звук вообще, если он имеется, либо мы еще вернемся к ним в ходе работы.

Итак, это главное окно, и в нем мы видим сумму отдельных треков. Отдельные треки пишутся не в этом окне. Откроем для начала гитарный гриф. Выделим трек стринга курсором, чтобы он стал черным, как показано выше, и нажимаем значок с нотой staff view, где стрелка. Вы увидите следующее, но не надо пугаться, эти нотные станы мы трогать не будем (рис 4):

Обратите внимание на гитарный гриф. Если начинать писать композицию с аккордов, то можно сразу набросать их на грифе как при игре на гитаре. Вот на рисунке – ля минор с добавочной нотой си – септаккорд. Это пригодится почти для любой музыки, потому что стринг создает аккордный фон. Можно воспроизвести аккорды любой известной песни, которые Вы заранее подобрали на гитаре. (Брать аккорды из сети не всегда эффективно, поскольку зачастую их подбирают программой, а это не всегда то, как надо.)

При запуске «плэй» (пробел) начнет двигаться сканирующая линия, и аккорды начнут сменяться. При этом Вы должны понимать, что длительность аккорда важна (длительность и последовательность аккордов – это как бы уникальность, паспорт произведения). Обратите внимание на стрелку. Здесь выбираются длины аккордов. В данном случае выбрана длина всех аккордов в половину меры.

Мера – это цифры над нотами: 1, 2, 3, 4 и т.д. Мера не имеет фиксированной длины и зависит от темпа, скорости произведения. То есть мера – относительна.

Если нажать тройку 3 справа, то длина аккордов станет трехтактной (типа вальса – раз-два-три, раз-два-три – редко используемый такт), но пока Вам это не нужно, потому что редактор больше заточен на обычный такт: раз-два-три-четыре.

Примечательно также то, что в гитарном грифе реализован выбор количества ладов грифа, струн и их строя. Layout/Define. Но это – на самостоятельную проработку. У нас и по азам информации немало.

Если Вы загрузили мой готовый файл, можете послушать стринг отдельно от остальных инструментов. Чтобы звучал только стринг, нужно в главном окне выделить курсором букву S (рис.3). Она станет зеленой. Перейдите снова в редактор гитарного грифа и запустите плэй. Аккорды начнут играть стринг, а на грифе будет показан соответствующий аккорд. Попробуйте что-нибудь поменять там. Послушайте снова. Возврат к началу – W по умолчанию.

Стрингом называют длинные ноты, играющие аккорд все то время, пока он происходит. Это фон.

Задания. Попробуйте послушать сольно каждый трек, то есть отдельно от других инструментов и в разных сочетаниях.

На новом чистом файле напишите с помощью грифа стринг какой-то известной песни. Попробуйте спеть под свой стринг. Если не получается или получается лажа, значит, Вы просто не разобрались с выбором аккордов или их длительностью.

Это далеко не все, конечно, что нужно знать (мы еще даже не начали), но для первого урока достаточно. А их нужно хотя бы несколько. Задания надо выполнять, иначе не дойдете. Тут не школа, прогуливать не получится. На последнем уроке мы с Вами напишем композицию на основе какой-нибудь всем известной знаменитой песни.

НАПИСАНИЕ МУЗЫКИ В РЕДАКТОРЕ CAKEWALK. УРОК №2

image

Продолжим. Жирным выделим наиболее важные моменты.

После того как Вы написали стринговую партию, аккорды произведения на гитарном грифе, рассмотрим еще одну наиболее важную возможность программы – редактор Пианоролл. Чтобы увидеть его, выделите нужный трек и нажмите правой кнопкой мыши. В выпадающем меню пианоролл будет сверху. Выбираете. Или просто кликните дважды по телу трека. Видите следующую картину: см. рис. Это ноты партии выделенного трека. Их высота обозначается слева клавишами пианино. Чтобы ввести ноту, нужно выбрать режим карандаш на панели инструментов и просто мышью поставить ноту, она вставится со звуком. Длина этой ноты будет по умолчанию, но если перед этим кликнуть на другую ноту, то дальше будет ставиться именно эта длина. Также подведя курсор к краю ноты, можно ее укоротить или удлинить. Подведя курсор к середине ноты, можно передвигать ее вверх-вниз. Подведя курсор слева, можно двигать ноту вперед-назад.

Изображение нот можно уменьшать и увеличивать, масштабировать (+ и – ) справа внизу и в самом нижнем правом углу. Внизу видны красные столбики, это громкость нот, но также можно отображать и другие параметры в меню, куда показывает стрелка. Вместо громкости даже подтяжку можно задавать (will). Все изменения в этом поле делаются и мышью в режиме карандаша на панели вверху слева.

image

Чуть ниже панели карандаша, выделения и резинки Вы можете увидеть, в каком месте стоит Ваш курсор, отображая ноту и октаву ноты.

На большей части экрана Вы видите сетку: продольные линии – это высота ноты, а поперечные линии – линии ритма. Чем ровнее ноты выстроены относительно них, тем слаженнее будет композиция. Можно выровнять и потом, автоматически, но тогда может выровняться и важная задумка. Поэтому старайтесь наносить ноты сразу ровно.

Ритм бывает разный. Мы уже сталкивались с подобным в гитарном грифе. Например, за одну меру может прозвучать и 32 ноты, и 16, и 8, и 4, и 2, и 1. А также 3, 6, 12. От этого зависит многое, то, что и объяснить-то нельзя. Но смысл речи сейчас в том, что для удобства Вы можете в программе изменить сетку ритма. Выделите всю композицию, войдите в вкладку Insert/Meter/Key change. В открывшемся окне выберите нужную сетку: см. рис.

Можно поспособствовать тому, чтобы ноты сами выравнивались при вводе. Для этого правой кнопкой кликните по черной строке с цифрами как на рисунке и выберите Snap properties.

image

В вышедшем окне выберите, например, целую, половину, четверть или 1/32 (зависит, что Вас интересует) и нажмите move to. Это также позволит Вам уменьшать ноты до минимальных значений. То есть если у Вас там выставлена 1/8, то у Вас не получится поставить ноту на 1/16 – ни по времени, ни по длине самой ноты, она будет соскальзывать к 1/8.

Еще Вам придется подружиться со счетчиком мер в таком плане, что, например, если Вы хотите выделить для операции ровный кусок трека, то нужно вводить не просто целые значения. Нужно в левый ввести ровную цифру, например, 49 – и ввод – получится 49.00.000, а в правый – 57, но потом нажать на – «минус» (самая самая правая верхняя на клавиатуре) – получится что-то типа 56.04.119. Ввод. Это универсальное правило нужно учитывать при вырезании или вставке из буфера.

Например, чтобы вырезать ровный кусок музыки, выделяем треки, в которых нужно произвести вырез, вводим цифры. Ножницы. Это сделает вырезку незаметной, ровненькой. Есть возможность и ручного выделения. Если выделите справа просто целое число, то вырежете больше чем надо. И потом восстанавливать придется вручную, ровнять, в общем – геморрой по ритму сразу обеспечите. Представьте – если в каждом из 10 треков будет брак по ритму. Ваше произведение суммарно превратится в кашу.

Чтоб Вам не было скучно, ловите задание: вырежьте из готового трека (см. урок 1) все лишнее, сократив произведение до трех минут и 5 треков. Полезный навык вырезания отработается. В конце работы – сохранить как – миди1. У Вас получится файл *.mid, который открывается любым музыкальным проигрывателем.

Насчет сохранения: сохраняться надо почаще, хотя в программе есть функция автосохранения, ее можно настроить по времени и по количеству изменений. Options/Global/General/Autosave every – …​

Нет никакой принципиальной разницы при работе с миди-музыкой – работать в врк или мид формате. Эта разница на самом деле необходима при работе с аудиотреками, записью живого звука. Мы работу с аудио с Вами тут разбирать не будем.

Задание 2. Напишите в чистом файле на гитарном грифе или в пианоролл любой длиной аккорды AmGF2Dm2E2; AmGF2DmE2; F2G2CЕFE; AmGF2DmE2. В аккордах указаны цифры – например Е2 – это значит ми мажор пишется 2 раза или в 2 раза длиннее (сами выберете) в итоге – каждая строчка должна быть одинаковой длины – как бы в 8 аккордов. Сохраните файл, еще поработаем с ним впоследствии.

Задание 3. Напишите в отдельном треке в пиано ролл гитарный перебор нескольких аккордов, например GDEmC. По типу 63231323 (номера струн). Например, для Аm = A*ACAEACA Понятно, да, что здесь ноты А в трех разных октавах находятся? Сохраните.

Не отчаивайтесь, если что-то не получается, пробуйте снова. Освоение редактора происходит один раз в жизни, а потом всю остальную жизнь Вы можете наслаждаться чистым творчеством. Метод тыка по-прежнему остается самым эффективным методом познания. Но и логику следует использовать, всего Вам все равно никто не разжует. Главное – не делать непоправимых ошибок. Читатели пожаловались, что проблем с программой не видят, а есть проблемы с теорией музыки. Нуу – теория музыки – это совершенно отдельный курс. Может, когда и проведем. А пока – освойте редактор. В следующей главе мы познакомимся с основными методами массового управления нотами и началами рандомизации.

УПРАВЛЯЕМ НОТАМИ. ВВЕДЕНИЕ В РАНДОМИЗАЦИЮ. УРОК №3

Все мы люди, и потому имеем шаблонность мышления. Если заставить Вас делать даже любимое дело достаточно долгое время – Вы заметите, что с какого-то момента начнете повторяться.

Мы как бы не можем сделать больше, чем можем. Как с этим быть? – да нужно не выпендриваться и признать сие. Признавая шаблонность свою – только и можно выйти за пределы шаблонов. Признать – не просто констатируя факт, а делая что-то необычное, невероятное, нужно изо всех сил пытаться осмыслить, познать это невероятное, как науку, увидеть закономерности. Мы так и должны делать во всех ситуациях жизни. Ведь если бы не могли обучаться, всё уже давно выродилось бы, но оно не вырождается. Просто мы учимся всегда не тому, чему надо… Но закончим лирику и перейдем к тому, зачем все это говорилось.

Уже приводил пример Моцарта, который обыгрывал кляксы, брызги чернил на нотный стан. Это не просто анекдот, это намек на то, что мы должны использовать «его величество случай» для расширения своих импровизационных пределов. Вот так же и здесь.

Рандомизация – это способы автоматического изменения высоты и положения нот с помощью возможностей программы. Конечно, все это можно было сделать и вручную, но очень интересно использовать для этого закономерность инструментария. Это же Ваше любимое – поменьше усилий, побольше эффекта.

Сегодня мы сосредоточимся на вкладке Edit и рассмотрим все предложенные там возможности оперирования нотами сверху донизу.

  1. Undo/redo Вы можете отменить и вернуть огромное количество операций. Здесь все понятно.

image

image

  1. Выделение. Следует осознать принцип: выделяемое – изменяем. Поэтому в выделении нужно быть виртуозом. Вы сами эмпирически найдете все остальные многочисленные способы ручного и программного выделения, а здесь мы видим: выделить все, отменить все выделения, выделение через фильтр и выделение по времени. Выделение по времени проще сделать вручную мышкой. А вообще есть множество методов выделения: а) мышкой ткнуть на тело трека, или б) провести зажатой мышкой по панели с цифрами, или в) по клавиатуре в пианоролл, или г) ввести данные в окошечках с зелеными цифрами (говорили во второй главе). Подробнее остановимся на выделении через фильтр. Возьмем только те параметры, которые могут пригодиться. Там можно выделить ноты не длиннее Х, не громче Х или, наоборот, все, которые длиннее Х или громче Х. Далее, иногда нам потребуется убрать все операции (контроллеры) типа Wheel, не удаляя нот. Тогда жмете None внизу справа и крыжите Wheel и Control, нажимаете ОК, затем жмете Delete. Ноты на месте, контроллеры удалены. Вот эти выделения, которые вручную сделать проблематично.

  1. Блок «вырезать, копировать, вставить, удалить» – вопросов не вызывает. Казалось бы. Но здесь есть нюансы. Нажав скопировать, Вы видите окно (см. рис 1), где программа уточняет у Вас, хотите ли Вы скопировать события, темп, сетку, маркеры или нет. Также есть вопрос: копировать ли фрагмент так, чтобы он был связан с копируемым. Это значит, что если Вы начнете менять ноты в одном фрагменте, они станут меняться и в другом. Не знаю как Вам, но мне эта опция не нужна, наоборот, если она срабатывает по умолчанию – ее надо отключить. При вырезании – все то же самое, но будет дополнительная опция – Delete hole. То есть, удаление происходит со слиянием следующего участка с предыдущим. Если крыжик убрать, то от вырезки останется дыра – Hole.

При вставке содержимого буфера Вам предлагается другое окно (см. рис 2).

Там Вы вводите данные – куда по времени хотите вставить данные из буфера, в какую дорожку и сколько раз. Также есть интересная возможность совместить все данные буфера в один трек (при копировании участка из нескольких треков). Предлагается три возможности вставки: Blend old and new – поверх всего (смешать); заменить, удалив предыдущее; вставить со смещением (ваши данные смещают последующие данные вперед по треку). То, что не описываю, либо Вам пока не нужно, либо уже описал ранее.

  1. Пропускаем блок аудио. Миди эффект/Кэйквок FX (см. рис.).

image

Арпеджиатор – очень важная вещь, но мы разберем его подробнее в другой главе, а то обзор до конца не доведем. Он раскладывает аккорды на отдельные ноты по определенной закономерности. Получается похоже на перебор, синусоиду нот, но колебания этой синусоиды редко попадают в сильные доли аккорда. Можете пока сами поиграться над треком стринга, чтобы понять, как он работает.

Анализатор аккордов – штука бесполезная, не меняет ничего, только дает информацию и только запутает Вас, но, может, и нет.

Эхо делэй. В миди реализация эха – механическая, путем добавления в трек тех же, но смещенных во времени нот, поэтому без особой нужды к ней прибегать не стоит, эхо накладывается в более благородных программах вроде нуендо. Фильтр в несколько ином виде мы уже проходили в п.2.

Квантизация – очень важная вещь в нашем деле, но она дублирована ниже по вкладке в несколько ином виде. И мы опишем ее там. Но в этом варианте заложен рандомайзер положения ноты во времени. Это полезная функция и, возможно, мы ее используем на практике.

Транспоус – смещение выделенных нот по высоте. По сути, это просто цифра, на которую поднимается или опускается нота по звукоряду. В этой вкладке реализовано чуть больше вариантов, чем мы рассмотрим ниже по вкладке Edit.

Велосити – это просто громкость нот, но, используя изменения громкости, можно добиться более живого звучания музыки, выделить такт и т.д.…

Идем далее.

  1. Deglitch – нам не нужен. Он убирает данные не входящие в диапазоны звукоряда, громкости и длины ноты, дублируя работу фильтра из п.2.

  1. Slide – Тоже не сильно нужная вещь. Переносит выделенное на заданное расстояние по треку. Дублирует функцию вырезать/вставить.

  1. Quantize (квантизация) – тут остановимся подробнее. Квантизация занята тем, чтобы выстроить начала нот к ближайшему «правильному» значению. Правильному – с точки зрения выбираемого Вами такта (см. рис.).

image

Приведу пример – если выделить Ваш перебор из задания 3 прошлого урока и задать целый такт (Whole), то все ноты перебора выстроятся по одной линии и станут как стринг. В этой опции нужно обратить внимание на блок ниже Change – что изменяется квантизацией? Там предложено изменить начало ноты и длительность ноты. Можете регулировать в зависимости от надобности. Квантизация очень пригодится нам в дальнейшем, в практике рандомизации треков произведения.

  1. Направленная квантизация – предлагаются некоторые дополнительные плюшки, например, выделение громкостью сильных долей, но сам ею не пользуюсь.

  1. Интерполяция – дублирует функции фильтра из п.2.

  1. Length – важная вещь, которой пользоваться приходится часто. Здесь – возможность увеличить длину нот вместе с длиной трека, только длину трека или только длину нот. Например, Вы написали аккорды в два раза быстрее, чем нужно. Чтобы изменить это не вручную, вначале нужно выделить нужное место и зайти в edit/length, там выставить проценты изменения, например 200 – сделать в два раза длиннее, 25 – в четыре раза короче. Проставить крыжики «менять длину со смещением» или просто «длину» – start time, duration. Потом на практике увидите, как использовать.

  1. Run cal – устаревшая функция (а зря) – это были скрипты, делающие одинаковые закономерные действия над всеми выделенными нотами, основы энхансинга. Мы с Вами дойдем до энхансеров, но не сразу. Музыкант должен уметь делать все сам, а только потом использовать халяву.

  1. Retrograde – переворачивание выделенного участка во времени, конец и начало меняются местами. Используется довольно редко, но мы используем.

  1. Транспозиция – уже встречали, повторим: смещение выделенных нот по высоте. По сути это просто цифра, на которую поднимается или опускается нота по звукоряду.

  1. Скэйл велосити – здесь дается возможность как изменения громкости трека, так и нарастания или затухания.

  1. Fit to time – в чем-то дублирует функцию Length, но с несколько иного ракурса, полезен больше для аудио, работы с записанным звуком.

  1. Fit improvisation – назначение опции не выяснено, при нажатии ничего не меняется.

Вот мы очень кратко рассмотрели, что собирались. Теперь задание заключается в том, чтобы Вы пересохранили написанные Вами шедевры в новый файл, в отдельные треки, назначили им каналы. Затем нужно размножить трек в длину. То есть, выделив трек от 1.00.00 до конца, например, до 16.03.099, скопировать его и вставить в 17.000 – 10 раз. После этого необходимо выделить ВЕСЬ трек и скопировать его на новый трек. Так у Вас должно получиться 16 треков, длиной около 160 мер. Теперь работайте над каждым треком отдельно, используя кнопку соло. Проводите над ним различные манипуляции, описанные сегодня. Наматывайте на ус. Не забывайте про возможность отмены действий.

НАПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. УРОК 4

Все наши усилия были не зря, если мы делали все, что нужно, и столько, сколько нужно, умели извлекать ценные наблюдения. Все зависит от Вашего интереса и подхода. Вы уже должны были научиться и другим многим вещам, которые тут разжевывать не стал.

Теперь попробуем создать свое собственное произведение. Вы можете взять любую гармонию (аккордную систему) – написать новую, свою, или чужие аккорды, или взять уже ранее написанные Вами в заданиях прошлых уроков.

Это самое главное – основа. Поэтому здесь на этом этапе никакого рандома быть не должно. Рандом понадобится на других этапах.

Я возьму гармонию AmGF2Dm2E2 AmGF2DmE2 F2G2CЕFE AmGF2DmE2 из второго задания 2 урока, никак не украшая аккорды. И записывая здесь свои действия, сделаю их, и трек приложу в комментах.

Поймите – у нас урок автоматической рандомизации, а не чистого композиторства. Творчество – дело интимное. В нем множество РУЧНОЙ работы. Поэтому заранее настроимся на то, что мы не получим шедевра, но зато научимся.

Нужно следить не только за правильностью нот, но и за тем, чтобы ноты стринга (аккордов, гармошки – в данном случае это синонимы) начинались с начала меры, и заканчивались тоже – не где-то, а ровно. Не забывайте правило:

«Еще Вам придется подружиться со счетчиком мер в таком плане, что, например, если Вы хотите выделить для операции ровный кусок трека, то нужно вводить не просто целые значения. Нужно в левый ввести ровную цифру, например, 49 – и ввод – получится 49.00.000, а в правый – 57, но потом нажать на – «минус» (самая самая правая верхняя на клавиатуре) – получится что-то типа 56.04.119. Ввод. Это универсальное правило нужно учитывать при вырезании или вставке из буфера.»

И вот гармошка записана, а теперь – внимание! Поехали.

  1. Копируем свою гармошку в буфер (в конце правого значения должно быть 119 или что-то в этом роде, в зависимости от разных параметров, короче – минус 1 от любого целого значения).

Отсчет мер. Как правило, значения кратны 8, иногда 16, 4 или 2. Но в целом поймите – вместо 0 в программе 1, поэтому первая восьмерка мер – 1-8,999; вторая – 9-16,999 и так далее. Мера заканчивается не там, где начинается следующая, а на миг раньше.

image

  1. Выставив курсор после гармошки, вставьте ее в этот же трек 15 раз (значение вбить в окне вставки). Проверьте, начинаются ли все 15 раз с целых чисел. Если нет – см. п.1. Если все удалось успешно, весь этот трек скопируйте раз 8 в другие треки, пронумеруйте их, назначьте разные инструменты сразу. Дело в том, что каждый тембр инструмента привносит в звучание музыки – свою особенность. Можете, если Вам удобнее – объединить вставленные куски: выделить все, правой кнопкой мыши по трекам, create clips. Чтобы разбить снова – Split, назначьте размер разбиения.

  1. Вот Вы получили «болванку», которую теперь будете обтесывать на свой вкус. И запомните – это не правило, но можно обобщить, что существует всего два крупных метода – удаление лишнего и собирание нужного с нуля. У нас здесь – первый метод. Вообще, в творчестве правил нет, кроме одного: должно получиться гармонично, красиво, необычно, неожиданно, удивительно – и прежде всего – для Вас самих. И это всегда будет зависеть от Вас, а не от инструмента. Так же как музыкант выбирает, куда ему поставить палец, а куда нет, так же Вы выбираете, какой ноте быть, а какой нет. Какому треку быть, какому нет.

  1. Первый трек назначаю стрингом (стринг ансамбл 1) громкость 60, относительно него будет выслушиваться пригодность остальных наших рандомов.

  1. Второй трек арпеджирую на 1/16. Трижды, меняя параметры нотного начала и круга арпеджиации. Два раза с оставлением предыдущего, а третий – без оставления (крыжик). Да. Так тоже можно! Далее, возможно, не буду так подробно описывать, а то всю энергию в письме оставлю, не оставив на музыку.

  1. Поскольку 2 трек звучит неплохо и так, но еще хочется над ним поиздеваться, копирую его 9 треком. В 9 треке в пиано ролл подбираю верхние ноты вниз на 12 нот, а нижние вверх на 12 (рис.). Поскольку мной обыгрывается простая гамма, можно было транспонировать на 7 или на 5, но замучаюсь объяснять, как это потом править, это уже уроки нотной грамоты. Теперь выделяю в пианоролл с клавиш пиано, удерживаю контрол (вот за что люблю эту прогу) три разные ноты и квантизирую их на ? триплет, а затем снова квант на 1/16. Затем выделяю другие две ноты и ретроградирую их, затем снова квант на 16. Сравниваю с 2 треком. Назначаю 9 трек флейтой + 12 кей и + 30 по тайм. То есть трек звучит относительно своего аналога в противофазе. Музыка не терпит в первую очередь разнобой по такту, а во вторую – тактовое однообразие.

image

  1. 3 трек попытаемся сделать басом. Арпеджиатор на ? с удалением предыдущего (рис.). Теперь удалим ноты, которые звучат не особо универсально, либо передвинем их на другие ноты (удерживаем Контрол и выделяем с пианоклавиш левой кнопкой мыши). Если тут квантизовать, то уже надо на целую ноту, нашел ноту Ждиез, транспонировал на А, затем решил просто сжать трек вдвое и сместить тайм+ трека, затем арпеджнул его и выровнял громкость, поскольку арпеджиатор утишает ноты. Странный бас, конечно, но в оркестре звучать будет. Поскольку трек в два раза меньше стал, копирую его же еще раз до длины всей болванки.

  1. Изобразим ритмгитару. Укоротим 4 трек, но не сам трек, а ноты в нем (ленч, крыжики). Укоротил в 8 раз. Теперь вырезаю в буфер весь трек и вставляю с регги-смещением, дважды. Еще пришлось укоротить вдвое и квантизовать на 1/4 триплет, а затем на 1/32. Ок.

image

  1. Рандомайз следующего трека (пиано) надо искать во вкладке миди эффектс/квантизация. Все, что делаем со следующим треком – ставим там крыжик рандомайз 15% на старт ноты. Это имитирует неодновременное типа небрежное падение пальцев на пиано.

  1. Следующий трек рандомизируем следующим образом: арпеджируем на 1/8 без оставления предыдущего, подтягиваем края +-12 транспоз, квантизуем несколько нот на 1/4 триплет, затем их же на 1/16, растягиваем весь трек в длину на 110, а затем квантизуем на 1/8. Заменяем ноты С и F на D и E, G# на A. Пока назначил инструмент Селеста. Такое растягивание трека делает его неповторяющимся на протяжении всей длины композиции.

image

  1. Следующий трек транспозируйте на 7 нот вверх, теперь в пиано ролле передвиньте ноты, которые оказались вне гаммы произведения, обычно на 1-2 ноты вверх или вниз. У меня это были F# D#, и С я тоже перевел в D. Теперь этот трек оставляю и еще копирую, вставляя 10-м треком, а первый – 11-м и 12-м – дважды. Не забудьте назначить всем трекам разные цифры каналов, а 12-му – 10-й – из него мы сделаем барабаны.

  1. Ну вот, если отбросить необработанные треки (рис.) у нас получилась номинальная минусовка песни Константина Никольского Прошедший день. Мы могли бы написать под это ручное соло или трек вокала – и Вы должны сделать такое, чтобы убедить(ся), что Ваши музыкальные фантазии пристойны. Но снова напомню – сегодня у нас урок автоматической квантизации. Поэтому в качестве наставления заодно покажем, что мы не обязаны ограничивать себя одной программой. Установите из архива, предложенного в первом уроке, программу Ntonyx[1].Style.Enhancer.4.0. Найдите в установленной программе папку BIN и там файл SE40.ехе. Сохраните свой файл *.врк и пересохраните как мид-файл под иным именем, чтобы не потерять ничего. Откройте его в новой программе (сл. рис.).

  1. Оставшиеся необработанные треки обработайте в Modeler, подобрав из всех энхансов наилучший на Ваш вкус. Можете накладывать энханс на энханс, квантизовать, убирать лишние контроллеры, использовать квантизацию, перед энхансированием можно изменить длину трека и после энхансирования восстановить ее. Ну, Вы поняли. Барабан я тоже назначил из энхансера, но не из вкладки барабанов. Как видите, это неважно. Кстати, в кэйквок есть папка с готовыми барабанами, и мы покажем, для чего это может пригодиться.

image

  1. Энхансер также можно установить непосредственно в кэйквок. В архиве вам дан этот энхансер Ntonyx 2 настоящий.rar, возможно, он пропишется в кэйквок автоматически, но это неточно, поэтому ставьте их, пожалуйста, сами, мы и так погрязли в технических подробностях.

  1. После того, как Вы наподбирались энхансеров, надо все «сохранить КАК» миди, можете в новый файл. Обратите внимание, иначе потеряете накопленное. Теперь откройте Ваш миди после энхансинга в кэйквоке снова, поскольку оперировать нотами в той программе очень сложно, как и во многих других, а перебрал их множество.

  1. Пока не забыл, расскажу про использование готовых барабанов в кэйквоке в папке программы. Их можно использовать, но там приемлемых вариантов немного. В кэйквоке есть проблемы с выставлением темпа. Он расставляется порой не по всему произведению, и это много ручной работы, а Вам надо беречь энергию удачи на творческую составляющую. Берете барабаны с нужным темпом и вставляете в пустой трек с крыжиком на темпе, несколько раз, если трек длинный, затем трек удаляете – темп остается.

image

image

  1. Итак, наша болванка теперь имеет вид (рис.). Теперь уже можно работать на выбрасывание всего что мешает, не нравится, лажает ритмически или музыкально. Пока Вы сопоставляете треки, подыскивая оптимальные сочетания, попутно умеряйте треки по громкости.

image

  1. Затем начинаете кромсать, не забывая о ровности обрезки (рис.). Выделение треков на их цифрах номера слева. При выделении удерживая контрол, можно выделить и удалить все ненужные на этом отрезке инструменты за раз, как показано на рисунке. Рассматривайте все варианты взаимодействия инструментов и треков.

Вот итог моих стараний) рисунок и трек миди: https://yadi.sk/d/nJbvqrWL93gXIA

  1. Но это еще не все, давайте сделаем один финт. Выберите кусок композиции в мер 16-32, который как бы чуток лишний, типа нудно повторяется, скопируйте его в чистый файл и поменяйте его гамму. Для этого транспонируйте его к гамме ля-минор (ABCDEFGA) (двигайте, пока все ноты не станут совпадать с указанной гаммой) и замените в суммарном пианоролле (рис.) все C, D, F, G на диезы. Теперь транспонируйте обратно и еще на два полутона вниз. Вставьте полученный кусок вместо первоначального. Если все сделали правильно, получится плавный переход из гаммы в гамму и обратно. Сделал у себя с 81 до 97 такую вставку.

image

На рисунке суммарный пианоролл куска для перехода в другую гамму:

  1. Вот теперь – ВСЁ. Осталось только превратить миди в мп3, назначив благородные звуки в другой программе, я сделал это в нуендо4, Вы можете сделать в другой (например Фрутилупс), но самостоятельно. Наша задача была научиться писать музыку, а звуки – это не ко мне.

Полученный ТРЕК композиции: https://yadi.sk/d/Kr8WFHayn2H38w . На всё ушло часов 6, но это вместе с написанием статьи. При этом в нуендо дорабатывал музыку вручную. Поэтому миди и аудио не совсем совпадут.

Мы использовали автоматические вещи, но Вы должны понять, что все самое индивидуальное и прикольное пишется вручную, а пока Вы можете гонять энхансеры еще несколько лет, радуясь новым возможностям, а попутно вскользь постепенно осваивая ручную работу. Работа без промежуточного эффективного результата – все же считаю – в тягость. А так – в радость.

Вы можете проверить себя, написав один в один какую-то известную музыку, которая у Вас «на слуху» – хоть Битлз выписывайте, хоть по партиям инструментов, неважно. Важна, как Вы поняли – аккордная основа. Со своей стороны приложу трек «круги на песке» Белинды Карлайл https://yadi.sk/d/zDP9wbQtHSh3QA, где мной прописана аккордная основа и вокальная партия, остальное – так, импровизация, в том числе живая электрогитарная партия. Да, кэйквок позволяет писать вперемешку миди и аудио, но это сделаете Вы сами, если Вам интересно. Терпение и труд все перетрут, да. Успехов.

Что-то пошло не так. Ошибка в скрипте!