НЕ ХОДИТЕ ЗА ПРОВОДНИКОМ
НЕ ХОДИТЕ ЗА ПРОВОДНИКОМ
«Ты считаешь, будто я сознательно тебя обманываю. Так ведь? – Да, что-то во мне не позволяет поверить в реальность происходящего … – Вещи становятся реальными лишь тогда, когда ты научился соглашаться с их реальностью. Например то, что произошло сегодня ночью, вряд ли может быть для тебя реальным, потому что никто тебя в этом не поддержит. – Ты хочешь сказать, что ничего не видел? – Конечно видел, но я не в счет. Вспомни – я тот, кто тебя обманывает» (КК, кн. 4)
Путь всегда — гигантский эксперимент, итоги которого — в самом конце. Да и то, вряд ли кто-то кроме Вас узнает — был он успешен или нет. Никто не знает наверняка планов силы, и никто не может быть до конца уверенным в грядущем, поскольку оно еще не произошло. Пока Вы стоите, любое движение в любую сторону будет правильным для Вас. Но для идущего — смертельно важным является направление. Вы и сами заблудитесь, но будто этого мало, находится немало советчиков, как и куда нужно идти. Очень часто Вам придется вернуться к тому месту, откуда Вы начали. Так Вы приобретаете опыт необходимости тщательной навигации. Вам нужны не только ориентиры, компасы и карты, но скорее умение правильно ими пользоваться.
Правила пользования: нельзя слепо полагаться на компас, карту, ориентир, нужно рассматривать их как вариант, пытаясь понять логику своего продвижения. Все зависит от того, куда Вы собрались. И если тропа идет к избушке, а Вам к избушке не надо, то Вы потеряете время и силы на то, чтобы зайти в этот тупик и еще вернуться назад. Если у Вас нет опыта потери ресурсов, то Вам предстоит его получить. И всегда окажется, что слепо довериться – обойдется дороже, чем пошевелить мозгами. Вместе с тем, мы не можем отрицать свои шаги, считая одни из них правильными, другие неправильными, если они все же привели нас туда, куда мы собирались. Но даже не вполне мудро сказать человеку, что нельзя отрицать свои шаги. Неправильно сказать – отрицай свои шаги и неправильно сказать – не отрицай своих шагов. Понимаете?
На абстрактном пути — компасами, ориентирами и картами — для нас были и будут – люди. И поскольку мало кто согласится посвятить именно Вам время своей жизни, во многом это не живые люди, а те описания, что они создают, учения — вроде того, что Вы сейчас читаете. Опустим все виды погрешностей передачи знаний в слова и обратно и будем считать коэффициент передачи равным 1, так, будто автор учения учит Вас вживую. Проблем все равно достаточно. Вот, например, позитивная проблема:
Вы можете оказаться заложниками простого правила – «воин действует так, словно знает в точности, что делает, тогда как в действительности не знает ничего. Он повторил это трижды или четырежды, как будто хотел, чтобы я как следует запомнил»; «Охота за силой – непонятная штука, – сказал он. – В ней не может быть никакого предварительного плана. В принципе не может быть. И это делает ее особенно захватывающей. Но действует воин так, словно у него есть план. Потому что доверяет своей личной силе. Он твердо уверен в том, что она направит его действия в правильное русло» (КК, кн. 3); «/Воин/ никогда не чувствует себя знающим, и в то же время никогда не чувствует себя так, как если бы ничего не случалось. Он действует так, как будто он в полном контроле, даже если у него, может быть, сердце в пятки ушло» (КК, кн. 4). Похоже на обман, шарлатанство. Да, Ваш учитель очень часто знает о происходящем не многим больше Вашего. Но если учитель – воин, то обмана нет, потому что он учит Вас не тому, чтобы решить эту ситуацию, а тому, как вообще следует относиться к непонятным ситуациям. То есть, в данном случае Вы обманываете себя сами, пытаясь учиться одному, когда Вас учат другому. Область обучения всегда лежит на уровень выше, чем Вы предполагаете, потому что учение должно Вас учить, растить Ваше осознание. Вы сами весьма глупы, когда думаете, что учитесь охоте на горного льва, когда все это можно погуглить. Настоящее обучение выгуглить нельзя. Грубо говоря, воин, если он воин — должен действовать так, будто нашел, тогда, когда ищет — это правило намеревания. Это не значит, что он найдет, это значит, что он показывает Вам, что нужно делать, когда не знаешь, что нужно делать. И это собьет Вас с толку, до тех пор, пока Вы сами не придете к этому пониманию естественным путем.
Вы можете спросить – «но почему тогда учитель не говорит об этом открыто – мол, я не знаю, как ловить горного льва, но мы сейчас учимся тому-то и тому-то?» Ну, во-первых он так и говорит, да Вы не слышите, а во-вторых, обучение возможно только благодаря уловке: чтобы привести Вас к А, нужно вести Вас к Б. Если же вести Вас прямо к А, то Вы придете к С. Почему так? Да все просто. Потому что Ваше «зрение» и «координация» являются кривыми. Вот смотрите – даже сам факт того, что Вас нужно обманывать, является для Вас негативным. Но уловка делается в угоду Вашей немощности перейти по мостику нагуаля между двумя берегами тоналя. Вы всегда, как мячики, отскочите от нагуальной прослойки обратно в то же самое место, где были до того. Чтобы миновать нагуальную прослойку, нужно чтобы ВАС в этот момент не было. Легче преодолеть прослойку между любыми двумя реальностями Вам могут помочь нагуальные элементы Вашего подхода, например – вера. Когда Вы полагаетесь на учителя, Вы на время перестаете быть собой. Когда Вас обманывают, Вас исключают на время из ситуации. «Я прошу прощения, – сказал он шепотом, – но другого способа нет» (КК, кн. 4). Если Вы не знаете контекста этой цитаты, прочтите в оригинале.
Сложность обучения истине в том, что истинные «книжки» перевернуты, написаны зеркально, справа налево и направлены не в нашу сторону текстом. Воин, чтобы научиться намеревать, очень долго учится нагуальному мышлению. По сути, он учится обманывать себя, учится не быть. Хотя бы на краткий миг. Ибо без небытия — бытие есть 1 внимание. Кроме всего прочего, воин узнает, что нельзя даже думать и произносить то, чего хочешь добиться. Поэтому учитель избегает напрямую говорить, что он учитель.
Лишь бы Вы поняли это правильно: если уж Вам по-прежнему все это кажется несправедливым, то воин-учитель обманывает не только Вас, но и себя. Ха-ха, да, представляю, как сейчас обрадовались скептики этому «признанию», внутри своей «правды» 1 внимания. Ну, каждому свое. А Вы должны понять, что Вы – «Я», а «Я» и нагуаль – несовместимы. Золотым правилом намеревания является самообман: «Когда ты слышишь о том, что должен себя в чем-то убедить, ты автоматически становишься более рациональным. Как можешь ты убедить себя в том, что ты – сновидящий, если тебе доподлинно известно, что ты таковым не являешься? Все дело в намерении. Ты убеждаешь себя в том, что ты – сновидящий, хотя никогда ранее сновидение не практиковал, и ты становишься в этом убежденным – и то, и другое суть одно и то же намерение» (КК, кн. 9).
Но, в конце концов, чтобы Вас никто не обманывал, поскорее научитесь обманывать себя сами. Вы поймите, обман стал негативным явлением лишь потому, что в большей части случаев его применяли в корыстных целях, пытаясь Вас нагнуть и после обмана у Вас было меньше, чем до него. В данном случае обман – явление позитивное. Ваш выбор не в том, обманывают Вас или нет, выбор в том, обманывают ли Вас Вам на пользу. А знаете что? Лжи боится всегда именно лживый человек, а от правдивого ложь отскакивает. Продолжая логику, невеждам ищут уверенности, предатели — гарантий… дальше – сами. Лживый во всем видит обман, заговор, подвох и подначку, потому что на том месте сам именно так бы и поступил. Давайте по-Вашему: если все вокруг – обманывают, то среди этого поля обманов есть наиболее предпочтительные обманы. И Вы сами, обманываете себя, но как-то бесполезно или даже вредно. Следовательно, надо выбирать те обманы, которые что-то улучшают. На языке правдивых людей – это – истины. «В этом – преимущество воина по отношению к обычному человеку. Вопросы истины и лжи беспокоят обычного человека, ему важно знать, что правда, а что нет. Воину до этого ровным счетом нет никакого дела. Обычный человек по-разному действует в отношении того, что считает правдой, и того, что считает ложью. Ему говорят о чем-то: «Это правда». И он действует с верой в то, что делает. Ему говорят: «Это неправда». И он опускает руки, он не действует; или, если даже и действует, не верит в то, что делает, что не меняет сути. Воин действует в обоих случаях. Ему говорят: «Это правда». И он действует с полной ответственностью, и это – его делание. Ему говорят: «Это неправда». И он действует с полной ответственностью, и это – его неделание. Понимаешь?» (КК, кн. 7).
И вот Вы совсем запутались теперь. Верить или не верить, следовать или не следовать, самим или не самим? Рогом шевелите. Взять вот цитату: «Самое сложное – убедить себя в том, что это возможно. А для этого необходимо верить нагвалю. Магия тем и чудесна, что каждый маг должен доказать все самому себе на собственном опыте» (КК, кн. 9) Она противоречива для плоских мозгов. Но воин знает, что надо верить не веря, следовать не следуя, делать не делая, быть собой, не будучи собой и т д. Только таким образом можно решить нерешаемые для первого внимания загадки.
Верить не веря – это и не недоверчивость и не склонность верить — это третья точка к ним. Реализуется просто: Вы принимаете к сведению все, что Вам предложено, но не делаете выводов, продолжая сбор информации, учитываете все вероятности и параметры, которые могут повлиять на ход эксперимента. Верить не веря означает, что Вы верите очень сильно и искренне, но очень сильно проверяете, когда это возможно. Состояние «верить не веря» требует от Вас умения быть двумя антиподами в одном, то есть, стремит Вас к целостности. Вначале Вам требуется куча времени, чтобы перейти из одной полярности в другую, затем – все быстрее. Если делать это очень быстро, то получится, что Вы являетесь антиподами одновременно. Вот Вы и не заметили, как научились преодолевать прослойку между тоналями, обманывая сами себя.
Вы не можете верить никому, ни автору, ни другим авторам, но Вы ищете, потому что уже поняли, что у Вас нет оснований верить и самому себе. Поэтому нет разницы, во что верить, главное – НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ. У КК это называется «должен верить». Ваша вера должна иметь определенные качества: она должна быть чистой, ровной, постоянной. Тогда – куда бы Вы ни пошли, Вы сможете вернуться, сможете идти до конца и сможете провести этим путем других. Ваша вера должна быть такой, что если даже Ваш проводник-учитель отстал, Вы все равно продолжили бы свой путь. Так бывает, что волей Высшего ученик превосходит своего учителя, тогда он должен найти в себе силы оставить его и продолжить путь в одиночку. Вы присягали не учителю, а Пути. Конечно, настоящего учителя Вы никогда не превзойдете: тот, кто вышел раньше, и продолжает идти, всегда будет впереди Вас. Но хватит ли Вашего разумения, чтобы отличить настоящий путь от тупикового, а свое превосхождение учения от юношеской гордыни? Так бывает чаще всего и даже является закономерным этапом: «Так бывает со всеми воинами-путешественниками, когда они только начинают путешествие, – они становятся дерзкими и отбиваются от рук» (КК, кн. 10).
Самым главным компасом на Пути всегда будет самооценка. Если она правильная, Вы преодолеете все. Но проблема в том, что самооценка лежит вне области первого внимания и ее изменения Вам самим весьма сложно регистрировать. Это доступно только воину, да и то не всегда. Есть участки пути, которые автоматически колышут самооценку. Это — как если переместить весь Ваш город на 1000 км, Вы ничего не заметите. Ведь путь затрагивает сами основы Вашего бытия: «переходный период является тем временем, в течение которого процесс обучения становится наиболее эффективным, а само обучение – самым глубоким. Но это также тот период, когда воин должен постоянно находиться под присмотром учителя, получая все необходимые объяснения. Иначе у него возникнут проблемы с самооценкой. Если он вовремя не получит соответствующих объяснений, то, окончательно перейдя в состояние левостороннего осознания, он станет великим магом, но никчемным видящим. Именно это произошло в свое время с древними толтеками» (КК, кн. 7). Кроме самооценки есть множество вещей, которые человек сам в себе не то, что сдвинуть, даже выявить не в состоянии.
Вот и замкнутый круг, противоречие, невозможность: с одной стороны, Вы можете идти сами, но с другой – не можете. С одной стороны — Вы хотите найти учителя, с другой – Вы не можете знать, каким должен быть этот самый учитель. Взять вот, к примеру, Ваше желание «добра» и «правды» — и вот Вы уже идете прямиком в ученики «свидетелей иеговы».
Каким должен быть учитель? Прежде всего, он должен быть человеком. Он должен сочетать в себе живые непластмассовые противоположности. И Вам, судящим о людях по одному проявлению, будет невозможно усмотреть, как гармонично компенсируются эти крайности. Наверное, мало можно назвать вещей, которых не должно быть в правильном учителе. Например, точно не должно быть косности, предательства, своекорысти… Но это – внутренние качества, которые познаются в редких крайних ситуациях, а по поведению человека Вы мало что сможете сказать. Пожалуй, главная для Вас примета целостного человека – очень быстрый переход искренних, ненаигранных эмоций от крайнего состояния до нуля. Это говорит о том, что глупость такого человека находится под контролем. Это не значит, что этот человек Ваш учитель по жизни, но главное – Вам есть чему поучиться у него. Хотя бы в той части опыта, которым он овладел. А если Вам повезет, Вы научитесь самому принципу, увидите направление Пути. Но и тут Вас могут обмануть. Многие люди просто копируют поведение знающих людей, и в какой-то мере – у них это получается. Все что можно сделать – это последовать совету ДХ: «Не восхищайся людьми издалека, – сказал он. – Это самый верный способ создания мифа. Подойди к своему профессору поближе, поговори с ним, узнай, что он за человек. Проверь его» (КК, кн. 10). Вместо слова «восхищайся» следует сказать – «не суди людей издалека».
Настоящий учитель имеет Миф, карту мироустройства и положения людей в нем, он знает, где в этом мире находится сам. Но главное – он знает, что все зависит не только от нас, людей. Что не мы тут главные. Такое знание уберегает человека от завышения самооценки, выравнивает ее и делает человека пригодным к познанию. Вы сами можете сделать это с собой. Без всякого коленопреклонения, молча и уважительно признать силу, которая творит нас.
А-а, извините, возможно, Вы еще не знаете, что все вещи вокруг Вас образованы чем-то бóльшим, чем они. Мир первого внимания заставил Вас думать, что мышь может родить слона, но это ложь. В Вашем же собственном мире первого внимания утвердили закон сохранения и сами же ему не следуют. Это возмутительно. Нельзя из маленькой моркови вырезать большую и даже такую же, потому что при вырезании всегда есть потери. Ваш мозг создает обман – прекрасно зная об этом свойстве, Вы в строго определенных темах о нем забываете. Наверное, Вы думаете так потому, что человек может построить дом, который больше него, но не стоит смешивать кислое с пресным – так можно сделать потому, что материал дома был создан не Вами – Вы просто его переложили с одного места на другое, по сути не изменив. Закон есть закон. Он работает во всех областях. Невозможно из одного целого сделать два целых — без задействования иных источников, зато можно из двух частей воссоздать целое, восстановить. Это весьма прописные истины:
Сумма двух целых остается суммой двух целых или становится одним целым, но другим по качеству.
Одно целое не может стать двумя целыми, но может стать двумя частями целого, себя, разделившись.
Две части могут стать целым, объединившись первоначально, как раньше.
Одна часть не может стать ни целым, ни двумя частями.
Видите – даже врун-синтаксис не может легко обойти закон: часть — это очевидное следствие целого, то есть, целое было раньше части, иначе она бы не называлась — часть. Часть – она всегда ЧЕГО-ТО целого. Так вот, все что существует, имеет причину своего существования. Вопреки представлениям людей, причина не меньше следствия, а больше. Обычно на порядки. Ну, вот пример: нельзя создать что-то сложнее, чем ты сам, потому что твоя собственная сложность есть предел твоего постижения. Так мы выходим на способ говорить об уровне развития, осознавания. Ладно, книжка длинна и мы еще успеем подробнее поговорить об этих странных вещах, а пока вернемся к сабжу.
Чтобы совершать в мире эффективные действия — за ними должно стоять на уровень большее, чтобы действия были достаточными. Если за действиями не стоит большее, то оно выродится при проецировании на плоскость действий и обратит их смысл в профанацию. Учитель имеет Миф, который может показаться Вам надуманно громоздким. Оно и понятно – Вам, детям «цивилизации». Чтобы получить вещь, Вам достаточно ее купить, не задумываясь о том, сколько всего нужно, чтобы эта вещь появилась на прилавке. Если бы Вы оказались на пустой планете один, сколько лет и сил потребовалось бы Вам, чтобы создать такую вещь? Миф – это все, что нужно для путешествия, все необходимые вещи, нужные для того, чтобы добыть или произвести другие необходимые вещи, в необходимом Вам в Пути количестве. В Мифе нет ничего лишнего, но Вам, безмифым, придется привыкнуть все свое нести с собой, знать значение и назначение каждой вещи и уметь ими пользоваться. Придется, если Вы решили покинуть свой загончик.
Вроде бы проверить учение несложно: апробируем что-то одно, если получается, начинаем апробировать все подряд, если все выходит так, как сказали, то принимаем учение, как свое. Но все сложнее. Ваши мысли, чувства, решения и действия всегда исходят из Мифа, ведь даже если его нет, он есть. У всех Вас есть Миф, но он неинтересен Вам, ибо не дает удовлетворения, смысла, движения, цели. Поэтому Вы читаете этот околонаучный бред, пытаясь отыскать альтернативу своему Мифу. И как цыплят по осени считают, Мифы можно сравнивать «на выходе». На выходе мы, несомненно, ищем эффективность, и Вы думаете, что учителя очень легко найти, ведь он эффективен во всем. Но нет. Оказывается, Ваш старый Миф исказил даже понятие эффективности. Вы эффективны относительно какой цели? Да у Вас и нет цели. Ваш Миф Вам ее не дал. «Подойди к своему профессору поближе, поговори с ним, узнай, что он за человек. Проверь его. Если поведение профессора – не что иное, как результат убежденности в том, что он является существом, собирающимся умереть, тогда все, что бы он ни делал (не важно, насколько странным бы это ни казалось), должно быть предумышленным и окончательным. Если же это окажется всего лишь словами, то твой профессор со всей его философией яйца выеденного не стоит» (КК, кн. 10). Без знания смерти и соответствующей этому знанию цели – эффективность – пустой звук. Поэтому эффективность воина и эффективность среднего человека — весьма разные вещи. Ваш учитель не будет эффективен в тех вопросах, которые волнуют Вас, ибо они его не волнуют. «Чего мог добиться профессор, измерив наши реакции? Он пришел бы к выводу, что все мы форменные болваны, так как на деле мы такие и есть. Мы не можем быть ни более умными, ни более быстрыми, чем обычные люди. Однако не его вина в том, что он считает, что может проводить замеры постижения во всех мирах». Разочаровались? Так Вам и надо. Не на базаре, чай. Часто мы понятия не имеем, что нам самим нужно и проверки наши – лишь показатель нашей собственной глупости. Поэтому в выборе учения – решающее слово за Силой. Все произойдет будто само, и выбирать не придется.
Да, путь нелегок не именно кровью и потом, хотя и не без этого. Но самое трудное — изменение Ваших глупых, несоответствующих реальности — установок. Это больно, но видимо — необходимо. Нужно отказаться от розовых очков, и видеть реальное положение дел. Многие предпочитают пребывать в неведении, как тот человек в «Матрице», который предпочел матрицу. Есть люди, которым лучше не знать реалий, потому что они не смогут сделать ничего, кроме того, чтобы сделать еще хуже. Но если Вы хотите что-либо получить, то Вам нужно измениться, а для этого надо знать реальное положение дел. Ведь если у Вас дырявый водопровод и Вы привыкли перекрывать воду за унитазом, то все равно наступит момент, когда Вам придется все разломать и сделать заново. Нужно иметь силу и любовь, чтобы принять реальность мира. И вовсе не потому, что он плох или ужасен, а потому, что все, на что у нас не хватает силы — выглядит для нас плохо и ужасает, хотя бы потому, что требует этой силы. ДХ предупреждает: знание ужасает. Но этот ужас ничто, если Ваша любовь чиста и подкреплена Силами. Зато, если сможете принять все – увидите, что мир бесконечно мудр и справедлив и именно оттуда приходит в нас сила-любовь, если мы действуем правильно. Нас точно воспитывают и ведут, кормят наше восприятие опытом. Вы поймете, что мы здесь именно для того, чтобы познать все до конца. Если же мы боимся знать, то мир вначале бьет нас по щекам, а потом и бросает, мы начинаем индульгировать, теряем подпитку, круг замыкается очень быстро. Но это тот случай – когда мы можем, но не делаем.
Далеко не каждый подходит для этого пути. Уже говорил, что не исчерпав и не наевшись обычными интересами, нельзя переходить к развитию такого рода. Да они и не больно-то хотят, вот откуда берется избранность. «Жаль, конечно, что не Лусио… – И что, ничего нельзя сделать, дон Хуан? – Ничего. Невозможно вставить в медузу кости. Я поступал глупо» (КК, кн. 2).
Два человека с одинаковым уровнем развития даже из разных Мифов всегда поймут друг друга. Поэтому вопрос не в том, какой из Мифов лучше. Вопрос в том, чтобы Вам было по-настоящему удобно расти в Мифе. Духовный поиск всегда был и будет. Уберите какое-то учение. Изменились бы Ваши понятия, названия, способы говорить и Миф был бы другим, но все равно что-то было бы. Это что-то – самое важное и есть. Так же и учитель. Учитель это не все, что Вам нужно, учитель это помощь в том, что Вам нужно. А помощь в нелегких делах надо ценить.
Автор никогда не претендовал и не претендует на то, что нашел истину, но ищет, и если когда кого и учил — так это тому, чтобы искать и тому, как можно начать искать. Как проводник в горах, говорю Вам – не ходите за проводником, ибо научитесь только ходить за проводником. Чтобы ходить по горам – нужно ходить по горам. Но Вы не обязаны мне верить, ведь «в действительности я не знаю ничего», а еще — «я тот, кто Вас обманывает». Однако от такого наглого обмана у Вас нет противоядия. Как говорила одна ведьма: «ведьм не существует». «Мне кажется, дон Хенаро просто надувает меня. – Тогда лучше поберегись: если Хенаро тебя надувает, то ты можешь лопнуть» (КК, кн. 4).